0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Страховой надзор в российской федерации

Статья 30. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ в наименование статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 30. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 30 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 8 июня 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ

1. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее — страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.

2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ в пункт 3 статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

3. Страховой надзор осуществляется Банком России.

Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе и (или) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6) нормативные акты, принятые органом страхового надзора в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами.

ГАРАНТ:

О выдаче, приостановлении, возобновлении действия лицензий на осуществление страховой деятельности и отзыве лицензий, выданных страховым организациям, см. справку

4. Страховой надзор включает в себя:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ в подпункт 1 пункта 4 статьи 30 внесены изменения

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела, единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

ГАРАНТ:

См. Положение Банка России от 22 декабря 2014 г. N 447-П «О кураторах страховых организаций»

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ пункт 4 статьи 30 дополнен подпунктом 6, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ пункт 5 статьи 30 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Субъекты страхового дела обязаны:

1) соблюдать требования страхового законодательства;

2) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве);

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 8 июня 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ

3) исполнять предписания органа страхового надзора, предусмотренные настоящим Законом, и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

4) представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

5) представлять в орган страхового надзора копии положений о филиалах и представительствах, расположенных вне места нахождения субъекта страхового дела, с указанием их адресов (мест нахождения), а также копии документов, подтверждающих полномочия их руководителей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ пункт 5 статьи 30 дополнен подпунктом 6, вступающим в силу с 9 февраля 2016 г.

6) обеспечить возможность предоставления в орган страхового надзора электронных документов, а также возможность получения от органа страхового надзора электронных документов, в том числе через личный кабинет на официальном сайте органа страхового надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ статья 30 дополнена пунктом 5.1, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5.1. В целях своевременного выявления рисков неплатежеспособности субъектов страхового дела орган страхового надзора в установленном им порядке осуществляет мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внутренним и внешним факторам риска.

Мониторинг деятельности субъектов страхового дела осуществляется органом страхового надзора на принципах независимости, объективности, применения единых правил установления требований к субъектам страхового дела, комплексности, оперативности и обоснованности оценки их деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ статья 30 дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 9 февраля 2016 г.

6. Предписания и запросы органа страхового надзора направляются субъектам страхового дела посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном органом страхового надзора. При направлении предписаний и запросов органа страхового надзора субъектам страхового дела в виде электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном органом страхового надзора, при условии, что орган страхового надзора получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

Читать еще:  Доверенность с правом продажи земельного участка и получения денег

Страховой надзор в России

Интернет приемную Банка России (Центробанк) (электроннная форма)

История развития страхового надзора

Задачи и функции страхового надзора

Осуществление надзора некоммерческими организациями

Здравствуйте а куда пожаловаться на страховщиков с их повышением цен на страховку осаго?

Вячеслав обратиться Вам нужно в ФАС

Контактная информация
Для писем и обращений:

Куда, кому: Федеральная антимонопольная служба (или руководителю ФАС России Игорю Юрьевичу Артемьеву)

Адрес: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3

Многоканальный телефон ФАС России:(499) 755-23-23

Факс: (499) 755-23-24 или (499) 755-23-23 (тон. № 3)

Проверка прохождения факса: (499) 755-23-23 (тон. № 4)

В общей базе РСА не отображаются мои скидки 50% за последние 3 года. Полисы все на руках, компании все предоставили информацию в РСА, но в базе мне присвоен 3 класс, т.е. 5% скидка. В РСА говорят что они не исправляют инфо в базе, а страховщики при страховании руководствуются той максимальной скидкой, которая показывается в АИС.

РСА зажрались уже. Вам нужно обратиться к ним с письменным заявлением приложив документы от страховых компаний. Они Вам должны прислать письменный отказ. С ним идете в прокуратуру и пишите заявление.

Прокуратура должна провести проверку и выписать им предписание. И они должны все быстренько поправить. Если страховщики все им передали, значит это «КОСЯК» РСА.

Добрый день. Мне непрерывно названивают страховые агенты по поводу продления страховки ОСАГО и КАСКО. На вопрос откуда у них мои данные, все как один отвечают из «единой базы страхования».

Куда мне следует обратиться в какие правоохранительные органы и на кого писать заявление об утечке моих персональных данных без моего ведома имя директора самой страховой компанию где застрахован автомобиль или на руководителей единой страховой базы данных о страхователях?

Олеся, идите в прокуратуру и пишите на них заявление. Внести ваши данные в единую электронную базу они имели право на основании действующего законодательства.

Но вот ежедневно вам названивать, закон им право не дает, это уже называется злоупотреблением и «впаривание» своих услуг, нарушает нормы закона «О защите прав потребителей» и порядка обработки и хранение персональных данных.

Так что, пусть органы прокуратуры поработают. Даже если они самостоятельно не будут рассматривать ваше заявление а передадут его по подведомственности в полицию, то все равно им нужно будет осуществлять контроль за его рассмотрением.

что делать если нет бланков страховки ни в одной страховой компании г.Задонск Липецкой области

Куда жаловаться на страховую компанию, если они нарушают правила страхования в части сроков страховых выплат.

Юрий, нет не законно. Как заявил президент Всероссийского союза автостраховщиков Игорь Виргинс «Страховые компании ни в каком виде навязать или поставить условие при покупке ОСАГО о приобретении еще каких-либо дополнительных страховок, они не имеют права».

И ЧТО ДЕЛАТЬ? в поселке представители двух страховых компаний, условия одинаковы — навязывают страховку жизни. не хотите? ищите другую компанию.

Я уже ниже писал куда нужно обратиться, только для этого Вам необходимо обратиться письменно в страховую компанию, а они Вам должны ответить в месячный срок. Вот с этим ответом и надо обращаться в прокуратуру и органы страхового надзора.

При продлении полиса ОСАГО в РОСГОСТРАХЕ заставляют страховать жизнь. А если я отказываюсь то предлагают искать другую компанию. Законно ли это?

Деятельность федеральной службы страхового надзора в 2020 году

Функции контроля в страховании РФ до 2013 года выполняла Федеральная служба страхового надзора. После упразднения полномочия в сфере надзора страхового дела перешли к Банку России.

О службе

Федеральная служба страхового надзора занималась контролем в области страхового дела РФ с 2004 года по 2013 гг. Орган находился в ведении Министерства финансов.

Структура ФССН

Федеральная служба страхового надзора состояла из следующих управляющих подразделений:

  • Надзор и контроль. Сфера деятельности отдела – обеспечение надзора за страховщиками, включая соблюдение требований, согласно ст.29 закона от 27.11.1992 №4015-1 о страховании.
  • Предварительный контроль. Компетенция – надзор над организациями, испытывающими трудности, назначение предписаний, временного руководства, проверка выполнения ранее предъявленных требований.
  • Учет и экономический анализ. Отдел занимался проверкой представленной страховщиками отчетности, анализом полученных данных и сроков. По итогам проверки в управлении учета и экономического анализа при ФССН выносили решение, были ли допущены ошибки в бухгалтерских документах, соблюдены ли сроки отчетности, будут ли предъявлены предписания страховщику.
  • Управление делами. Внешняя деятельность – предложения по развитию страхового дела в РФ, систематизация и публикация сведений о рынке страхования России, общение с прессой. Внутренняя политика: отчетность, публикации в СМИ.

История ФССН

Федеральная служба страхового надзора была не первым органом, контролирующим рынок страхования в стране. Первая федеральная служба была основана в 1894 году – это был страховой комитет при МВД.

В 20 веке в 1925 году Президиум ЦК КПСС утвердил образование нового федерального комитета – Госстраха, который позднее был переименован в Росстрахнадзор. Страхование в СССР нельзя назвать прогрессивным, поэтому надзорное ведомство просуществовало 71 год. Структуру реорганизовли лишь спустя 5 лет после распада Советского Союза и образования нового государства.

Создание в 2004 году

С 1996 года в государстве начинает формироваться фундамент страхования. В 1996 году полномочия федерального регулятора передаются Департаменту страхового надзора при Минфине. Это предшественник Федеральной службы страхового надзора. В 2004 году появился новая структура – ФССН.

Функции и деятельность ФССН до 2013 года

С момента основания и до упразднения федеральная организация занималась:

  • Контролем над соблюдением законодательства РФ. Один из методов заключался в проверке наличия лицензии и срока действия разрешения.
  • Контролем в сфере лицензирования страховщиков. Федеральная служба страхового надзора выдавала и аннулировала лицензии, накладывала ограничение и приостанавливала их действие. Аналогичные функции надзора связаны с выдачей и отменой квалификационных аттестатов. Подробнее о том, что делать в случае отзыва лицензии у страховщика, читайте на нашем портале.
  • Регулированием деятельности страховщиков: соблюдением законодательства, сроков предоставления отчетности, финансовых условий.
  • Проверкой бухгалтерской и иной отчетности страховых компаний и сроков представления документов.
  • Выдачей указаний страховщикам при несоблюдении требований законодательства РФ, нарушения сроков предоставления отчетности и экономических требований (достаточность капитала и активов).
  • Помощью в стабилизации финансового состояния страховых компаний. Начальный этап – назначение временного руководства, далее – финансовая поддержка, субсидирование, иногда – реорганизация.
  • Судебными разбирательствами со страховщиками, нарушающими законодательство РФ.
  • Участием в развитии страхового дела в РФ, обобщением и систематизаций сведений о страховщиках и рынке в целом, популяризацией страхования в стране.

Присоединение к ФСФР

В 2011 году в России началась реорганизация экономического рынка. Полномочия контроля перешли к регулятору и частично ФСФР. Но присоединение к ФСФР не было первоначальной целью.

Читать еще:  Если нельзя вручить повестку в суд

Изначально Медведев предложил упразднить ФСФР и создать новую организацию – Федеральную финансовую службу (ФФС). ФФС должна была объединить в себе полномочия ФСФР и заниматься контролем на базе предыдущей государственной структуры – ФССН. Но в январе 2011 года в Минфине не поддержали инициативу. Тогда Медведев выдвинул новый проект, предусматривающий упразднение ФССН и передачу полномочий ФСФР и Минфину.

В результате реорганизации ФСФР оставили название и основные функции, структура осталась в ведении Министерства финансов РФ. Но нормотворческие функции фактически осуществлял Банк России, который в 2011 году постепенно становился мегарегулятором.

Упразднение

В 2011 году действующий надзорный орган был упразднен. Причиной упразднения является изменение концепции экономического рынка России. С 2011 года Д.А.Медведев продвигал идею создания единого объекта – мегарегулятора. В основе идеи была реорганизация ведомств, укрупнение действующей структуры и упразднение 70% организаций. Центробанк, как единственный регулятор в стране, должен был полностью контролировать финансовые потоки. Это удобно для граждан, которые теперь получили возможность подавать жалобы в единое ведомство, и для государства: сокращение числа организаций повлияло на рост доходов в бюджет.

После упразднения ФССН в 2011 году мегарегулятор исполнял надзор в страховом деле, частично разделяя функции с ФСФР. В 2013 году Центробанк стал единственным надзорным ведомством страны и продолжает выполнять контролирующие функции в 2020 году.

Надзор в страховании сегодня

Согласно п.3 ст.30 закона от 27.11.1992 №4015-1, действующим надзорным органом в государстве является Центробанк. Федеральный орган занимается:

  • Контролем над соблюдением законодательства.
  • Выявлением нарушений участниками страхового рынка и их устранением. Центробанк назначает предписание, если компания не соблюдает требования законов России. При несоблюдении санкции ужесточаются. Следующий этап – временное руководство, назначенное регулятором. Если и эти меры бессильны, то Банк России может отозвать лицензию.
  • Защитой прав и интересов клиентов страховых компаний и страховщиков, иных субъектов отношений и государства. Регулятор следит за всеми участниками рынка, предоставляя защиту на федеральном уровне.
  • Развитием экономики. Принятие новых законопроектов, изменений действующих актов в страховом деле невозможно представить без предварительного ознакомления и одобрения инициативы федерального надзорного органа.
  • Предупреждением финансовой неустойчивости страховщиков. Цель Центробанка – не только выявлять нарушения, но и сохранить стабильность рынка путем восстановления финансового благополучия социально значимых страховых организаций.

Выводы

Деятельность надзорного органа открытая, посмотреть результаты надзора Банка России в сфере страховых услуг граждане РФ могут в официальных источниках СМИ (на сайте Центробанка, например).

Федеральная служба страхового надзора предшествовала Банку Росси в сфере контроля над страховым делом. Важное по теме:

  • Орган был основан в 2004 году и выполнял свои функции до 2013 года.
  • Полномочия ФССН были те же, что и у действующего надзорного органа.
  • До упразднения (2013 год) службу присоединили к ФСФР (2011 год).
  • В связи с реорганизацией финансового рынка страны в 2013 году полномочия надзора в страховании перешли к Банку России.

Пишите в комментариях вопросы по теме, ставьте лайки и подписывайтесь на наш портал. Онлайн-юрист работает круглосуточно – не стесняйтесь уточнять интересующую информацию.

Организация страхового надзора в России

Страхование является правовым договором. В нем страховщик принимает на себя обязательства по возможным рискам другой стороны — страхователя. Все правоотношения меж страхователем и страховщиком должны иметь документальное оформление в образе страхового договора.

Для того, чтобы клиент при наступлении страхового случая обязательно получил причитающуюся ему страховую сумму, есть специализированный надзор государства над деятельностью всех страховых организаций. И именно с этой целью деятельность по страхованию обязательно должна лицензироваться.

Страховой надзор в России: общие принципы деятельности

Страховая компания берет на себя риски, которые указаны в договоре, за определенную оплату и на оговоренных условиях. Чтобы не стать банкротом, каждая компания нанимает актуариев — тех работников, занимающихся просчетом степени вероятности наступления какого-либо события. Актуарии должны обладать необходимой квалификацией.

Доходы от продажи страховых полисов должны быть выше расходов, чтобы компания и дальше являлась платежеспособной, исполняла свои функции в экономике государства. К тому же некоторые разновидности страхования в России считаются обязательными. К примеру, страхование практики для нотариусов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Страхователи, приобретая полис, обретают защиту от последствий возможных бедствий. Во всех мировых государствах агентства по страхованию собирают значительные суммы. И за исполнением их обязательств важно вести пристальный надзор.

Если клиент не получит возмещения убытков или получит меньшую сумму, чем указывается в страховом договоре, доверие к подобным организациям быстро пропадет.

С переходом к рыночной экономике в 90-е годы, когда снова формировалось государственное устройство, функционал надзора за страховыми компаниями и частными службами страхования с 1996 года исполнял Департамент надзора при Министерстве Финансов. С 2004 года все надзорные полномочия отданы были Федеральной Службе Минфина.

В 2011 году ФССН подверглась упразднению. Функционал ФССН исполняли ФС по финансовым рынкам и Банк РФ. В данный момент (начиная с 2013 года) весь этот надзорный функционал за страховщиками исполняет Департамент страхового рынка при Центральном Банке РФ.

Страховой надзор в России реализуется на основании 48 главы 2 части Гражданского кодекса РФ. Лицензирование реализуется на условиях, которые установлены приказом № 02–02/08. А страхование медицинского типа подчинено закону «О медицинском страховании» от 29.06.91.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Функции страхового надзора

Страховой надзор в России в форме целостной системы исполняет следующие важнейшие функции:

  1. Занимается наблюдением за соблюдением законодательства в страховании.
  2. Ведет аттестацию актуариев.
  3. Выдает либо отзывает лицензии на осуществление страховой деятельности.
  4. Обеспечивает единую государственную политику.
  5. Занимается нормотворчеством.
  6. Осуществляет контроль над субъектами страхового дела. Предупреждает их банкротство.

Одной из главнейших функций является защита прав страхователей. Департамент выдает страховым агентствам разрешения на увеличение уставного капитала либо разрешение на открытие в России филиалов агентств при иностранных инвестициях.

Помимо этого, особенным моментом является государственный контроль над рынком страхования, с целью недопущения монополизации на таком рынке. Антимонопольный комитет также постоянно отслеживает деятельность страховщиков.

Принципы и цели страхового надзора

Орган по страховому надзору имеет определенные полномочия. Он вправе проводить проверку и наказывать административно виновных либо отправить дело в суд для дальнейшего разбирательства. Но самостоятельно надзорный орган также подчинен некоторым принципам, так как также является подведомственной структурой.

Страховой надзор реализуется на следующих принципах:

  • Законность. Учреждаемым государством законам должны подчиняться все органы власти государства, а также все должностные лица.
  • Организационное единство. И центральное, и территориальные отделения осуществляют деятельность как единое целое.
  • Гласность. Принцип гласит, что вся информация, касающаяся деятельности Департамента находится в общем доступе. Она опубликована в интернете для широкой общественности для того, чтобы любой человек обладал доступом к информации. Также любая страховая организация обязуется предоставить общественности для анализа их конкурентной способности собственные финансовые показатели. Правдивые сведения относительно финансового состояния страховой компании помогут ориентироваться страхователю при выборе, если он еще не смог определиться, в какую компанию ему будет лучше обратиться.
Читать еще:  Как написать заявление в загс о разводе

Так, Департамент может контролировать страховое дело в РФ и отследить, чтобы все субъекты были подчинены единым требованиям закона, а страхователи без тревог, спокойно вкладывали денежные средства.

Цель страхового надзора в России:

  1. Создание интереса у потенциальных потребителей страховых услуг.
  2. Последующее устройство системы государственного надзора.
  3. Гарантии исполнения страховщиками обязательств по выплатам денежных средств.
  4. Формирование инфраструктуры страхового рынка.
  5. Подготовка нового кадрового состава.
  6. Оформление условий по инвестированию в сферу страхования.

Все те контрольные меры, которые предпринимает надзор за страхованием РФ, способствуют развитию рынка страхования.

Государство и главные рыночные игроки должны «слышать» друг друга, работать вместе. Это будет в интересах всех сторон.

Важно отметить, что данный надзор также регулирует деятельность иностранных компаний и компаний с преобладающей частью зарубежного капитала. Страховой рынок услуг в РФ должен являться цивилизованным, а значит, налоговая политика для страховых организаций должна совершенствоваться.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Кем и как осуществляется надзор за страховой деятельностью в РФ

Страховая деятельность всех стран мира находится под государственным надзором, в силу того что на современном этапе развития система страхования является очень значимой для экономико-социальной жизни всего общества.

Люди хотят чувствовать защищенность, уверенность в завтрашнем дне, заключают договоры страхования жизни, здоровья, имущества, ответственности со страховыми компаниями.

Страховые компании аккумулируют большие денежные фонды, распоряжаясь деньгами страхователей.

Чтобы отследить качество предоставляемых страховых услуг, надежность страховой компании, государство регулирует деятельность страховых организаций посредством страхового надзора.

Для чего нужен страховой надзор

Государство заинтересовано в том, чтобы страховая деятельность развивалась.

Это обусловлено двумя основными причинами:

  • развитая страховая система способна обеспечивать важные народохозяйственные задачи: возмещать убытки граждан в случае чрезвычайных ситуаций, тем самым не опустошая бюджет государства, инвестировать временно свободные денежные средства страховых фондов в реальный сектор экономики, производственную сферу;
  • граждане государства – страхователи, вкладывая свои деньги в страховые фонды посредством заключения договоров страхования, должны быть уверены в их надежности, нуждаются в защите государства от страхового мошенничества.

Страховой надзор – одна из форм государственного регулирования деятельности страховых организаций, контроль за соблюдением законодательства в сфере страхования, в частности правил страхования, правомерности выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности и т.д.

Страховой надзор необходим для контроля деятельности страховых компаний, чтобы исключить мошенничество в сфере страховых услуг, отследить соблюдение страхового законодательства страховщиками, осуществлять лицензирование и аккредитацию профессиональных участников страхового рынка.

Каким органом осуществляется надзор

С 1 сентября 2013 года и по настоящий момент страховой надзор в Российской Федерации осуществляется департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.

Основные функции надзорного органа:

  • совершенствование страхового законодательства, правил стандартизации, методик и других документов, регулирующих рынок страховых услуг в РФ;
  • надзор за соблюдением требований законодательства участниками страхового рынка;
  • расчет тарифных ставок по видам страхования, а также контроль за тарифной политикой страховых организаций;
  • координация профобъединений страховщиков;
  • контроль субъектов страхового рынка по части предупреждения их банкротства и восстановления платежеспособности.

Какими органами контроль осуществлялся ранее

Первый орган по страховому надзору появился еще в 1894 году – страховой комитет при министерстве внутренних дел.

В 1925 году Президиумом ЦИК КПСС был утвержден новый надзорный орган – Госстрах, который впоследствии был переименован в Росстрахнадзор и просуществовал до 1996 года.

В 1996 году надзорные функции передаются департаменту страхового надзора Минфина РФ.

В 2004 году функции и полномочия по осуществлению страхового надзора в Российской Федерации были переданы Федеральной службе страхового надзора при Министерстве финансов.

В 2011 году согласно указу «О мерах по совершенствованию госрегулирования в сфере финансового рынка РФ» ФССН была упразднена, а надзорные функции разделились между Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и Банком России.

В 2013 году произошла очередная реформа и надзорные функции получил департамент страхового рынка при ЦБ РФ.

Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации

  1. Разработка и совершенствование проектов нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности.
  2. Официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА, касающиеся страхования.
  3. Контроль за соблюдением законодательства по страхованию.
  4. Применение санкций к участникам рынка страховых услуг, нарушившим требования страхового законодательства.
  5. Осуществление методологического руководства министерств, ведомств РФ, органов исполнительной власти в субъектах Федерации в сфере страхования.
  6. Проведение единой государственной политики в сфере страхования.
  7. Лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг.
  8. Представление интересов РФ, касающихся страхования, в международных организациях по страховому надзору.
  9. Защита опасных социальных рисков посредством обязательных видов страхования.
  10. Контроль за платежеспособностью, инвестиционной деятельностью, тарифной политикой страховых организаций.

Что такое актуарные расчеты в страховании, кто их производит и на что они влияют.

Читайте об истории возникновения страхования во времена царской России и развитии страхования в СССР и наши дни ЗДЕСЬ.

Лицензирование и профессиональная аккредитация

Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги.

Лицензия – официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией.

Лицензия выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок. Но может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.

Профессиональная аккредитация участников страхового рынка (банкострахование) – отбор банками страховых организаций для сотрудничества.

Когда банк и страховая компания создают банкостраховую группу, они могут предложить своим клиентам сделки на более выгодных условиях, а также первоклассный сервис. Банки реализуют страховые услуги как сопутствующие, например страхование имущества, купленного в кредит.

Страховой надзор – важный элемент государственного регулирования деятельности страховых организаций в РФ.

Рынок страховых услуг нестатичен, он расширяется, появляются новые страховые продукты и услуги, фонды страховых компаний аккумулируют огромные средства страхователей.

Очень важно искоренить мошенничество, коррупционную составляющую на рынке страховых услуг, чтобы государство могло гарантировать гражданам-страхователям надежность вложенных средств.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector