7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регионы с квотами 2020

Бизнес

Экономполитика

От водителей до врачей: чем зарабатывают мигранты в России

В России установили квоты на прием мигрантов на работу

Правительство утвердило долю иностранной рабочей силы в ключевых сферах экономики на 2020 год. Больше всего мигрантов власти готовы трудоустроить на стройках и в сельском хозяйстве, в то время как розничная торговля до сих пор остается для иностранцев под запретом. Между тем чиновники готовы расширять список профессий для жителей стран СНГ, предлагая им вакансии в бюджетной сфере. Логика проста: россияне не хотят работать врачами и педагогами за нищенский оклад, а у мигрантов просто нет выбора.

В понедельник, 7 октября, кабинет министров России установил новые квоты на прием иностранцев на работу в отдельных отраслях экономики на 2020 год.

«Принятые решения нужны для регулирования привлечения иностранной рабочей силы в отдельные виды экономической деятельности с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости трудоустройства граждан России в приоритетном порядке», — говорится в сообщении на сайте правительства.

Так, со следующего года в сферах прочего сухопутного пассажирского и автомобильного грузового транспорта допустимая доля мигрантов зафиксирована на уровне в 26% от общей численности сотрудников. Подобная квота действует во всех регионах страны.

При этом квота на иностранную рабочую силу в сегменте выращивания овощей и фруктов установлена в размере 50% от общего числа трудящихся. В то же время эта мера не распространяется на предприятиях Приморского края и Астраханской области – там обязаны принимать на подобную занятость только граждан РФ.

Любопытно, что больше всего мигрантов Россия готова трудоустроить в сфере строительства. Там квота составляет 80% и нет ограничения по должности иностранца, который может получить вакансию, как разнорабочего, так и стать прорабом.

Впрочем, норма не распространяется на строительные объекты Москвы, Дагестана, Бурятии и Амурской области.

Есть для мигрантов и вовсе закрытые отрасли, в которых они не могут работать вне зависимости от региона. Например, иностранцы не могут заниматься розничной торговлей в нестационарных торговых объектах, в аптеках, на рынках, а также прочей торговлей вне магазинов, палаток и рынков.

При этом власти региона могут снизить или увеличить размер квоты по своему усмотрению, признают опрошенные «Газетой.Ru» аналитики.

Так, с 2015 года действует специальное постановление правительства, которое дает право высшему должностному лицу субъекта самому устанавливать запрет на привлечение на вакансии иностранной силы, отметила руководитель практики частного права НЮС «Амулекс» Елена Проскурова.

Этим правом уже активно пользуются в Приморском крае. По данным местных СМИ, глава региона Олег Кожемяко с начала 2020 года введет запрет на использование иностранных работников в сфере транспорта — для водителей городских и пригородных автобусов, трамваев, троллейбусов, такси. В итоге работы лишиться могут 300 иностранцев, которые уже приобрели патенты на работу в регионе. При этом глава Приморья связывает свое решение с заботой о населении и желанием предоставить рабочие места местным жителям.

Право на иностранный труд

По данным пограничной службы ФСБ, за первое полугодие 2019 года ради работы в Россию приехали 2,4 млн иностранцев. Традиционно на заработки едут граждане стран СНГ. Так, лидером по числу прибывших стал Узбекистан, из которого в РФ прибыли около 918 тыс. человек за шесть месяцев текущего года. На втором месте по притоку мигрантов в Россию расположился Таджикистан (524 тыс. приезжих), а замыкают тройку лидеров приезжие из Киргизии (265 тыс.).

При этом из Украины, власти которой проявляют недружественную политику по отношению к нашей стране, миграционный поток не падает уже третий год подряд. С начала года

в Россию за длинным рублем приехали 164 тыс. украинцев.

Граждане Украины приезжают к нам, так как обучены определенным спектром профессий, которые востребованы в России, но совершенно не нужны в Евросоюзе, признают эксперты.

«По этой причине они приезжают в страну и устраиваются на должности младшего медицинского персонала в госучреждения или по договору ухаживают за тяжелобольными на дому. Властям выгодна такая тенденция, поэтому они стараются ее всячески поддержать», — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» глава комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский.

Слова аналитика ярко подтверждает и последняя инициатива Минтруда. Так, ведомство предлагает ввести упрощенное получение гражданства иностранцам определенных профессий. Изменения могут коснутся специальностей врачей, включая акушеров, педиатров, ветеринаров, медсестер и фельдшеров скорой помощи. Также в списке присутствуют воспитатели и учителя.

Если инициатива министерства пройдет три чтения в Госдуме, то иностранцы этих специальностей смогут получить гражданство по упрощенной системы. Чтобы получить паспорт РФ, кандидату будет достаточно проработать по специальности в России не меньше года.

Логика Минтруда в выборе специальностей легко объяснима, говорит Московский. Дело в том, что россияне не готовы работать врачами и педагогами за мизерные зарплаты. Согласно свежим данным Росстата, средняя зарплата младшего медицинского персонала в муниципальных организациях в Калужской области за первое полугодие 2019 года составила 7,7 тыс. рублей. В других регионах ситуация несколько лучше – в среднем в стране младший персонал получает 28,2 тыс. рублей.

Фактически в России уже не хватает медицинского персонала, а на подходе и представители образовательной сферы, признает эксперт, добавляя, что за счет мигрантов власти пытаются залатать дыру в сегменте. «Кроме того,

мигранты позволяют заполнить места в сфере обслуживания, куда помимо сотрудников общепита, входят и, водители такси и общественного транспорта. По разным оценкам, только в Москве трудовые мигранты составляет около 10% от общего числа сотрудников»,

Примечательно, что проблема нехватки рабочей силы характерна не только для России. В Евросоюзе также пытаются привлечь иностранцев на работу. Согласно статистике департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, количество мигрантов за девять лет увеличилось в ЕС почти на треть до 82 млн человек.

Больше всего иностранной рабочей силы привлекают в Германии и Франции. Чаще всего в ЕС мигранты также, как и в России, устраиваются на вакансии в сфере обслуживания. Однако в Дании и Швеции правительство устраивает гранты на прием на работу иностранцев в IT-сегменте. Такие конкурсы власти объясняют нехваткой персонала в данной сфере среди местных граждан.

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов .

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Читать еще:  Сумма штрафа под кирпич

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом о формление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Трудоустройство людей с ограниченными возможностями

Регионы с квотами 2020

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 октября 2019 года N 1352

О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота и мяса домашней птицы в 2020 году

Правительство Российской Федерации

1. Утвердить распределение объемов тарифных квот, установленных на 2020 год решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 июля 2019 г. N 127 «Об установлении на 2020 год тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств — членов Евразийского экономического союза», в отношении мяса крупного рогатого скота, свежего или охлажденного (коды 0201 10 000 1, 0201 20 200 1, 0201 20 300 1, 0201 20 500 1, 0201 20 900 1, 0201 30 000 4 ТН ВЭД ЕАЭС), мяса крупного рогатого скота, замороженного (коды 0202 10 000 1, 0202 20 100 1, 0202 20 300 1, 0202 20 500 1, 0202 20 900 1, 0202 30 100 4, 0202 30 500 4, 0202 30 900 4 ТН ВЭД ЕАЭС) (далее — говядина квотируемая), обваленного мяса кур домашних замороженного (код 0207 14 100 1 ТН ВЭД ЕАЭС), замороженных необваленных половин или четвертин тушек кур домашних и замороженных необваленных ножек кур домашних и кусков из них (коды 0207 14 200 1 и 0207 14 600 1 ТН ВЭД ЕАЭС), замороженного обваленного мяса индеек и замороженных необваленных частей тушек индеек (коды 0207 27 100 1, 0207 27 300 1, 0207 27 400 1, 0207 27 600 1 и 0207 27 700 1 ТН ВЭД ЕАЭС), мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежих, охлажденных или замороженных, не поименованных выше (код 0207 ТН ВЭД ЕАЭС, кроме кодов 0207 14 100 1, 0207 14 200 1, 0207 14 600 1, 0207 27 100 1, 0207 27 300 1, 0207 27 400 1, 0207 27 600 1 и 0207 27 700 1 ТН ВЭД ЕАЭС) (далее — части тушек домашней птицы), между третьими странами согласно приложению.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации:

до 17 декабря 2019 г. — 25 процентов объемов тарифных квот, установленных для Коста-Рики и других стран, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, между участниками внешнеторговой деятельности, осуществлявшими ввоз в Российскую Федерацию мяса крупного рогатого скота, свежего или охлажденного (код 0201 ТН ВЭД ЕАЭС), мяса крупного рогатого скота, замороженного (код 0202 ТН ВЭД ЕАЭС) (далее — говядина), и мяса домашней птицы (код 0207 ТН ВЭД ЕАЭС) (далее — птица) в 2019 году в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, пропорционально объемам говядины и птицы, ввезенным с 1 января 2017 г. по 30 сентября 2019 г. (включительно) в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, за исключением говядины и птицы, происходящих и ввезенных из государств — участников Содружества Независимых Государств, а также говядины, классифицируемой в соответствии с кодами 0201 10 000 2, 0201 10 000 3, 0201 20 200 2, 0201 20 200 3, 0201 20 300 2, 0201 20 300 3, 0201 20 500 2, 0201 20 500 3, 0201 20 900 2, 0201 20 900 3, 0201 30 000 5, 0201 30 000 6, 0202 10 000 2, 0202 10 000 3, 0202 20 100 2, 0202 20 100 3, 0202 20 300 2, 0202 20 300 3, 0202 20 500 2, 0202 20 500 3, 0202 20 900 2, 0202 20 900 3, 0202 30 100 5, 0202 30 100 6, 0202 30 500 5, 0202 30 500 6, 0202 30 900 5, 0202 30 900 6 ТН ВЭД ЕАЭС;

до 15 апреля 2020 г. — 100 процентов объемов тарифных квот, установленных для Коста-Рики и других стран, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, за вычетом объемов товаров, распределенных в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, между участниками внешнеторговой деятельности, осуществлявшими ввоз в Российскую Федерацию в 2019 году говядины и птицы в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, пропорционально объемам говядины и птицы, ввезенным в 2017-2019 годах в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, за исключением говядины и птицы, происходящих и ввезенных из государств — участников Содружества Независимых Государств, а также говядины, классифицируемой в соответствии с кодами 0201 10 000 2, 0201 10 000 3, 0201 20 200 2, 0201 20 200 3, 0201 20 300 2, 0201 20 300 3, 0201 20 500 2, 0201 20 500 3, 0201 20 900 2, 0201 20 900 3, 0201 30 000 5, 0201 30 000 6, 0202 10 000 2, 0202 10 000 3, 0202 20 100 2, 0202 20 100 3, 0202 20 300 2, 0202 20 300 3, 0202 20 500 2, 0202 20 500 3, 0202 20 900 2, 0202 20 900 3, 0202 30 100 5, 0202 30 100 6, 0202 30 500 5, 0202 30 500 6, 0202 30 900 5, 0202 30 900 6 ТН ВЭД ЕАЭС;

б) определить порядок расчета объемов тарифных квот, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, в целях их распределения между участниками внешнеторговой деятельности;

в) представлять в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации данные о распределенных в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта между участниками внешнеторговой деятельности объемах тарифных квот в отношении говядины квотируемой и частей тушек домашней птицы;

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации осуществлять с 20 декабря 2019 г. по 31 декабря 2020 г. (включительно) выдачу участникам внешнеторговой деятельности лицензий на импорт говядины квотируемой и частей тушек домашней птицы в пределах объемов тарифных квот, распределенных в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления.

4. Решение о выдаче лицензий, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления, или об отказе в их выдаче принимается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня подачи в установленном порядке участником внешнеторговой деятельности соответствующего заявления.

Срок действия указанных лицензий устанавливается со дня их выдачи (но не ранее 1 января 2020 г.) по 31 декабря 2020 г. (включительно).

5. Федеральной таможенной службе представлять в Министерство экономического развития Российской Федерации:

а) не позднее чем через 39 календарных дней после окончания каждого отчетного месяца (начиная с отчета за январь 2020 г.) — данные об объемах говядины или птицы, ввезенных в Российскую Федерацию в отчетном месяце и нарастающим итогом с начала года;

б) до 1 марта 2020 г. — перечень участников внешнеторговой деятельности, ввозивших в Российскую Федерацию говядину или птицу в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. (включительно), за исключением говядины или птицы, происходящих и ввезенных из государств — участников Содружества Независимых Государств;

в) до 5 ноября 2020 г. — перечень участников внешнеторговой деятельности, ввозивших в Российскую Федерацию говядину или птицу в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с 1 января 2020 г. по 30 сентября 2020 г. (включительно), за исключением говядины или птицы, происходящих и ввезенных из государств — участников Содружества Независимых Государств.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Читать еще:  Как написать жалобу в ргс на повышение класса

Распределение объемов тарифных квот, установленных на 2020 год решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 июля 2019 г. N 127 в отношении мяса крупного рогатого скота и мяса домашней птицы, между третьими странами

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 октября 2019 года N 1352

Правительство расписало трудовых мигрантов по отраслям

Недавно правительство России опубликовало новое постановление, определяющее долю мигрантов в «отдельных видах экономической деятельности». По сути, речь идет о допустимых квотах найма иностранных работников, которые, по логике, призваны регулировать и направлять миграционный поток, вносить коррективы в отраслевые и региональные направления, выправлять возникающие дисбалансы. Цифры в правительственном постановлении указаны разные — от нуля до 100 процентов. Например, в спорте допускается 26 процентов мигрантов, в строительстве — 80, в выращивании овощей — 50, а в аптечной деятельности — ноль процентов. Но как устанавливаются попавшие в документ пропорции (проценты считаются от общего числа работников в отрасли) — не ясно. Кто и как контролирует выполнение процентной нормы — не понятно. Ответственность за неисполнение директивы не определена. Или это не директива вовсе, а рекомендация? «Огонек» попытался найти ответы на эти вопросы.

Беседовал Александр Трушин

Разобраться в миграционном ребусе непросто: правовая база размыта, нормативная — недоразвита. Ситуация в регионах разная, отчетность небезупречна, статистика нередко спорная… Чтобы сориентироваться в проблеме, «Огонек» обратился за помощью к Александру Сафонову, профессору Финансового университета при правительстве РФ (в 2007–2012 годах — заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ).

— Можно ли определить масштабы участия мигрантов в российской экономике, их вклад в ВВП?

— Это очень сложный вопрос. Постановление правительства определяет только доли иностранной рабочей силы в процентах и по видам деятельности. Но данных об окончательном реальном распределении трудовых мигрантов у нас нет. Также нет оценок их вклада, этим просто никто не занимался. Но в любом случае трудовые мигранты скорее дают экономике плюс, чем минус. Они занимают низкооплачиваемые вакансии, на которые не хотят идти наши граждане. Очень быстро закрывают географические дисбалансы рабочей силы. Особенно с учетом низкой мобильности наших людей.

— Но если нет данных и этим никто не занимается, есть ли у нас возможность регулировать миграционные потоки?

— Насчет возможности не скажу, а необходимость в этом имеется. Главная проблема — стихийность миграционных потоков. Трудовые мигранты все больше концентрируются в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На эти четыре региона в 2016 году приходилось более 57 процентов всего притока трудовых мигрантов. В то же время многие регионы Сибири и Дальнего Востока катастрофически теряют свое население. При соседстве с многонаселенным Китаем это создает серьезную геополитическую угрозу.

— В постановлении правительства «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников», определяющем квоты по видам экономической деятельности, в некоторых регионах, среди которых и Москва, сняты ограничения на применение в строительстве иностранной рабочей силы. Казалось бы, квотировать надо как раз там, где переизбыток рабочей силы, ан нет…

— Это связано с реализацией крупных строительных проектов. Например, ограничения сняты в Амурской области — там космодром «Восточный»; в Бурятии, где идет строительство горнодобывающих и лесоперерабатывающих предприятий и реконструкция БАМа и Транссиба; в Дагестане — и там тоже разворачиваются крупные стройки. Ну и Москва: здесь традиционно строят много жилья, бурно развивается столичное метро. Сейчас строят его даже китайцы, сам видел на проспекте Вернадского офис китайской строительной компании. Словом, это нормально: трудовые мигранты в основном нужны на крупных федеральных стройках. Для строительства на острове Русский во Владивостоке, Крымского моста тоже привлекали много мигрантов.

— То есть вопрос о закреплении людей на Дальнем Востоке не стоит? Мигрантов привезли, они построили и уехали?

— Принципы «больших строек» изменились. Когда, например, строили БАМ, люди оставались там жить — им обещали развитую инфраструктуру, перспективу. Сейчас строят в основном промышленные объекты — без социальных обязательств. К сожалению, мы утратили и советские традиции оргнабора рабочей силы и уже не можем собирать работников из разных концов страны — отдельным работодателям это очень сложно делать. К тому же наши граждане в силу разных причин утрачивают необходимые компетенции. Например, для строительства газопровода «Сила Сибири» привлекали сварщиков из Китая — своих в нужном количестве просто не было.

— Сварщики в отечестве вообще больная тема. Правительство даже готово в упрощенном порядке предоставлять им гражданство («Огонек» писал об этом в № 40 за 2019 год). Но при всем этом, хотя своих специалистов не хватает, в обществе все больше нарастает недовольство трудовыми мигрантами. По данным «Левада-центра», 72 процента считают, что надо ограничить их приток в страну. В 2017 году на этот вопрос положительно отвечали 52 процента.

— И что это меняет? Нашим работодателям, особенно не очень совестливым, удобнее работать с иностранцами, особенно выходцами из стран СНГ. С мигрантом все проще, он, по сути, «на птичьих правах». Работодатели просто на них экономят: на зарплатах, на социальных выплатах. К тому же тех, кто готов работать на Дальнем Востоке, в Сибири и на Севере, среди россиян немного.

— Существует ли у нас проблема нелегальной трудовой миграции?

— Здесь путаница с терминами. Во-первых, есть трудовые мигранты из дальнего и ближнего зарубежья. Для въезда в Россию из дальних стран (в основном это Китай) требуется виза. Если ее нет — мигрант нелегальный. Но граждане, приезжающие из стран СНГ (включая Украину, Молдавию и республики Закавказья и Средней Азии), могут по закону находиться на территории России без вида на жительство 90 дней в году. Как наши туристы, имея долгосрочную шенгенскую визу, получают право жить в Европе 90 дней.

То есть надо говорить о нелегальной трудовой деятельности мигрантов. Но здесь дело не в них, а опять же в работодателях. Наши работодатели сплошь и рядом уклоняются от заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками. А если и заключают, то не уведомляют об этом миграционную службу и налоговые органы. Фактически такие договоры являются недействительными. Работодателей штрафуют за нелегальное привлечение иностранной рабочей силы, но, как показывает практика, это не работает.

— Постановление правительства определяет квоты на иностранных работников по видам экономической деятельности. Как они определяются? Скажем, в выращивании овощей допускаются 50 процентов мигрантов. Не много ли?

Какие специалисты первые в списке на миграционные преференции

— Никто точно не скажет. Вопрос квотирования тянется с 2005 года, когда в растущей российской экономике впервые возникла острая проблема кадров, которая усугубилась демографическим спадом. Тогда и решили ввести трудовые квоты. Механизм был предложен такой: предприятия представляют заявки на иностранную рабочую силу. Точнее, так: сначала работодатели вместе с профсоюзом определяли потребность в иностранных кадрах, потом заявка поступала в правительство региона, а оттуда — в Москву. Но когда правительство РФ принимало решение, квоты выделялись на регион. И часто получалось, что регион потом перераспределял эти квоты заново, а тем, кто изначально представлял заявку, не доставалось ничего. Поэтому порядок изменили, и в 2014 году ввели патентную систему. Иностранный работник для устройства на работу должен был купить патент. Стоит он 4500 рублей в месяц. В результате постоянных изменений правил приема на работу иностранцев пришли к тому, что сейчас правительство определяет, сколько процентов иностранцев могут работать в той или иной отрасли экономики. При этом введен запрет (нулевые квоты) на работу иностранцев в торговле лекарствами (из соображений безопасности), на рынках и вне рынков (в целях борьбы с коррупцией и теневым оборотом денег). Как эти доли определяются, а нормы соблюдаются — никто не знает. Потому что никто не контролирует, где и как у нас работают мигранты.

— Но вы говорили, что работодателей штрафуют за нелегальных мигрантов?

— Да, но только после того, как сами мигранты обращаются с жалобами в Центр комплексной правовой поддержки мигрантов, созданный в рамках президентского гранта. На самом деле система патентов эффективно работала только до последнего предкризисного года. Зарплаты мигрантов потом резко упали, приобретать патенты стало дорого. И большинство вернулось к прежней системе: работают без оформления трудовых соглашений и только за наличный расчет. По сути, сегодня установилась смешанная система найма мигрантов.

— Квоты, прописанные в правительственном документе, касаются только неквалифицированных иностранных работников?

— Сколько бы правительство ни говорило, что нашей стране нужны квалифицированные мигранты, в постановлении нет разделения на высококвалифицированных и неквалифицированных работников. Есть процент, а будут ли это инженеры или простые рабочие, не сказано. В законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указан критерий: со специалистом должен быть заключен контракт на сумму более 1 млн рублей в год. Но этот критерий очень приблизительный. Такие деньги у нас зарабатывают массажистки из Юго-Восточной Азии. Высококвалифицированных работников к нам приезжает немного: в 2018 году их было около 25 тысяч человек.

— Говорят, что, если бы не было мигрантов, заработные платы у нас были бы выше. Это справедливое утверждение?

В Москве при Лужкове это было обычной практикой. Мигранты, например, работали дворниками, но трудовых соглашений с ними не заключали. Деньги получала какая-нибудь тетя Груша, работающая в дезе, а она уже по своему усмотрению платила наличными работникам. Что оставалось, делили между собой. Это в чистом виде коррупция. Зарплаты у мигрантов были ниже плинтуса. Но дома-то у них не было вообще никакой работы. Сейчас с этой практикой в Москве покончили, и все больше привлекают в ЖКХ самих москвичей.

— Меняется ли география мигрантских потоков из ближнего зарубежья?

Почему мир охватила миграционная эпидемия

— Сейчас очень сильно, почти вполовину, сократилось количество мигрантов из Украины и Молдавии. Они переориентировались на рынки Восточной и Западной Европы. Думаю, это произошло в результате нашей неэффективной миграционной политики. Люди из этих стран нам ближе, чем работники из республик Средней Азии, но условия пребывания в России для всех одинаковые. Кроме того, у нас очень сложная процедура получения российского гражданства: если у человека нет родственников в России, он должен прожить здесь не менее пяти лет. Это для трудовых мигрантов очень важный момент. Надо было бы давно эту процедуру упростить, создавать условия для комфортной жизни, для закрепления переселенцев из этих стран. Но этого же ничего нет. Впрочем, и мигранты из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии тоже сейчас поглядывают в сторону от России. Их интересуют сейчас Корея (Южная), Юго-Восточная Азия, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Арабские страны им ближе по менталитету. Там сейчас в экономике вырос спрос на рабочую силу и людям больше платят, чем в России.

Читать еще:  Прохождение практики в стаж

Вообще, все страны, которые так или иначе сталкиваются с проблемой нехватки кадров и с демографическими провалами, занимаются миграционной политикой. У нас политика вроде бы тоже заявлена, но с практикой уж очень расходится. Отношение к мигрантам если не отрицательное, то чисто прагматическое. Мы не занимаемся, как США, методологией «грин-карт», направленной на привлечение мигрантов на постоянное место жительства. Не изучаем другие методики закрепления кадров, а они ведь есть — в Канаде, в европейских странах. Да что говорить, мы даже 20 млн наших соотечественников, «этнических русских», не смогли вернуть на Родину. Программа «Соотечественники» какое-то время в 90-х годах работала. Но переселенцы столкнулись с огромными трудностями. Им выделяли землю в пустынных, необжитых местах. Не создавали систему адаптации к нашим условиям. Наконец, многие из-за бюрократических проволочек не могли получить российское гражданство. Наверное, это наша российская особенность: мы не ценим людей, которые едут к нам работать. Эффективная миграционная политика должна прежде всего ставить во главу угла человека. Он — основная ценность, носитель знаний, культуры, компетенций. Хотим больше мигрантов, желающих остаться в России навсегда, тогда надо относиться к ним как к своим людям. И снимать неоправданные бюрократические рогатки.

Разрешение на временное проживание в России 2020

Иностранные граждане могут легализовать свое пребывание на территории РФ с помощью разрешения на временное проживание (сокращенно РВП). Оно потребуется тем, кто в дальнейшем хочет получить гражданство или право на постоянное проживание. К тому же при его наличии разрешено работать в России.

Что означает РВП

Разрешение на временное проживание − способ узаконивания временного нахождения лиц без гражданства и иностранных граждан в России. Это определенный этап перед получением вида на жительство. Тем, у кого нет паспорта и отсутствует гражданство, выдают отдельный документ, остальным ставят штамп в удостоверении личности.

Для чего нужен РВП

  • безвизовый режим прибытия иностранцев в Россию исключает возможность трудиться на ее территории, если у них отсутствует патент или разрешение на работу. С РВП можно официально трудоустроиться в любую организацию
  • бизнес-виза предоставляет право выполнять только ту работу, которая указана заявителем при въезде по приглашению. Наличие РВП позволяет выбирать работу в любой сфере
  • обладая РВП иностранцы становятся полноправными участниками экономической сферы − могут быть учредителями или соучредителями организаций различных форм собственности или открывать ИП
  • Без РВП максимально разрешенное количество дней пребывания в РФ составляет 90 дней из 180 либо в течении визового периода. По РВП до 3 лет
  • иностранец может в любое время выезжать из страны
  • иностранцы получают право на бесплатное медицинское обслуживание в месте проживания или регистрации

Исходя из этого перечня, можно сделать вывод, что обладание разрешением на временное проживание почти уравнивает иностранца с резидентом РФ, за исключением преимущественного права на участие в выборах

Наряду с этим, имеются и ограничения для иностранных лиц:

  1. трудовую деятельность разрешено вести только в субъекте РФ выдавшем разрешение
  2. суммарный период отсутствия в РФ составляет 6 месяцев, за нарушение этого ограничения разрешение аннулируется
  3. разрешение выдается лишь на три года без пролонгации. В дальнейшем нужно оформлять вид на жительство или получать гражданство России

Кто может получить РВП

На данный момент предусмотрена выдача разрешения в двух ситуациях:

  • по установленной квоте
  • если имеются основания, не входящие в квоту

Заявление подлежит рассмотрению в срок:

  • для прибывших по визе − 6 месяцев
  • прибывшим по безвизовому режиму − 2 месяца

Квоты на РВП в 2020 году

В связи с ограниченным количеством выделяемых на каждый регион квот на РВП, заявление лучше подавать в начале года. Квоты распределяются ежегодно, но запросов может быть гораздо больше, а повторное заявление возможно лишь в следующем году, после нового распределения. Причем правительство ежегодно сокращает количество квот.

Заявление на квоту РВП

Как таковой установленной формы заявления нет, квота выдается непосредственно во время приема заявления на РВП, поэтому при отсутствии квот, заявление не будет принято.

Образец заполнения заявления на квоту РВП 2020

Так как квота дается при приеме заявления на временное проживание в субъекте РФ, шаблона заявления на ее получение нет.

Кто может получить РВП без квоты?

Внеочередной порядок получения разрешения имеют:

  • те, кто родился на территории РФ
  • кто родился в РСФСР, лица имевшие гражданство СССР
  • недееспособные граждане, если их дети обладают полной дееспособностью и имеют гражданство РФ
  • заключившие официальный брак с гражданином РФ (в регионе проживания супруга)
  • инвесторы экономической сферы РФ
  • военнослужащие (на время прохождения службы)
  • участники программы по переселению соотечественников
  • родители несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченно дееспособного ребенка с гражданством РФ
  • несовершеннолетние дети, у родителей или опекунов которых есть РВП

С 2019 г. отменили квоты для граждан Украины (лиц без гражданства, постоянно проживающих в Украине), имеющих статус беженца, а также для носителей русского языка.

Документы на получение РВП

Реестр документов для получения РВП по квоте включает в себя:

  • 2 экземпляра самостоятельно заполненного заявления, они доступны на сайтах ГУВМ МВД, Госуслуг, МФЦ
  • 2 фотографии 35мм×45мм
  • паспорт, загранпаспорт (при их наличии)
  • иностранцам, въезжающим по визе понадобится нотариально заверенный перевод справки об отсутствии судимости
  • медицинскую справку об отсутствии:
  • наркозависимости
  • инфекционных болезней, ЗППП
  • ВИЧ-инфекции
  • сертификаты знания русского языка, истории, законов РФ
  • миграционную карту с отметкой въезда в Россию
  • подтверждение постановки лица на миграционный учет
  • квитанция оплаты пошлины 1600 рублей

Для лиц вне квоты понадобится еще:

  1. оригинал свидетельства о рождении
  2. свидетельство, подтверждающее участие в программе переселения
  3. документ о подтверждении родственной связи с гражданином РФ
  4. другие документы

Заявление на получение РВП в 2020 году

Особых изменений не было внесено, лишь требования к процессу заполнения документов стали жестче:

  • нельзя, чтобы в заполненных бумагах присутствовали исправления, зачеркивания
  • язык заполнения строго русский, исключение составляет ФИО, которые нужно написать также как в загранпаспорте.

Можно заполнить электронный бланк и затем распечатать его, либо чистый заполнить вручную, при этом разрешается использовать чернила только синего и черного цветов.

Скачать заявление на РВП

Действующий бланк можно отыскать на различных сайтах, но лучше скачать его на ресурсах государственных служб, таких как ФМС или МВД.

Скачать образец заявления на РВП

При возникновении вопросов касательно заполнения заявления рекомендуется посмотреть пример заполненного бланка

Порядок получения РВП (пошаговое руководство)

Перечень совершения необходимых действий таков:

  1. пройти медицинское обследование на обнаружение инфекционных болезней, ЗППП, ВИЧ-инфекции, чтобы иметь срок на излечение от них в случае положительных анализов, а затем пересдать их
  2. пройти тестирование о достаточной грамотности по:
  • русскому языку
  • истории страны
  • законам РФ.
  1. в то же время приготовить остальные документы, фотографии, заплатить пошлину и в последнюю очередь заполнить заявление
  2. сделать отпечатки пальцев
  3. подать все подготовленные документы и заполненное заявление в отдел МВД по вопросам миграции
  4. по прошествии установленного времени для рассмотрения в загранпаспорт ставится печать, при условии правильного заполнениях всех бумаг.

Куда подавать документы

Существует три способа подачи:

  1. лично в отдел МВД
  2. в многофункциональный центр госуслуг
  3. на сайте госуслуг, приложив сканированные копии всех документов

Заявление для прибывших по визе подлежит рассмотрению в течение 6 месяцев, прибывшим по безвизовому режиму − 2 месяца.

На какой срок выдается РВП в России

Единственный установленный законодательством срок − 3 года без продления. В дальнейшем нужно оформлять вид на жительство или получать гражданство России.

Дактилоскопия для РВП

Получение РВП невозможно без регистрации дактилоскопирования. Эта процедура является обязательной при подаче документов на получение разрешения на временное проживание в РФ.

Что нужно делать после получения РВП

После получения разрешения нужно:

  • снова зарегистрироваться в месте жительства
  • лицам, прибывшим по визе, сделать заново мультивизу, чтобы иметь возможность въезда в другие страны
  • зарегистрировать проживание в порядке РВП
  • обратиться в ФНС за получением ИНН
  • ежегодно придется в конце календарного года подтверждать свое проживание в РФ
  • предоставлять один из документов о доходе − справку о доходах за прошлый год, копию налоговой декларации или банковскую выписку. При этом общая сумма не должна быть меньше годового прожиточного минимума
  • по истечении трех лет оформить вид на жительство или получить гражданство России

На протяжении действия РВП разрешено жить и работать только в субъекте РФ, его выдавшем. Основаниями изменения места жительства признаны:

  • получение РВП в другом субъекте остальными членами семьи
  • приобретение жилья в другом субъекте,
  • участие в программе переселения соотечественников

Политика миграционного учета

Обязательна постановка на миграционный учет не позднее 7 дней после получения РВП в месте жительства, при его отсутствии − в месте пребывания.

Принципиальное значение имеет своевременный сбор и подача заявления на ВНЖ или получение гражданства, иначе после окончания разрешения на временное проживание, иностранцу придется выехать из страны. После чего ему можно опять получить РВП. Но эта возможность активируется лишь по окончании срока предыдущего разрешения или его аннулирования. Лучше все документы готовить заранее, не дожидаясь применения санкционных мер.

Памятка иностранному гражданину, оформившему РВП

Разобраться в действиях и сроках при получении разрешения на временное проживание иностранному гражданину поможет брошюра «Памятка иностранному гражданину, оформившему РВП».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector