0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имущество нереализованное на торгах при банкротстве естественной монополии

Имущество нереализованное на торгах при банкротстве естественной монополии

Между тем, если суд по своей инициативе не привлек антимонопольную службу к участию в деле при рассмотрении вопроса о введении в отношении должника процедуры наблюдения, это не может являться безусловным основанием для отмены судебных актов, поскольку служба может быть привлечена в дальнейшем по инициативе суда либо ходатайству лица, участвующего в деле. Закон о банкротстве предусматривает ограниченные права Российской Федерации и ее субъектов, а также права муниципальных образований в лице соответствующих уполномоченных органов на участие в деле о банкротстве. Указанные лица вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

В этой связи ст. 173 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующая последствия совершения сделки юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельности, и устанавливающая ограниченный круг лиц для оспаривания соответствующей сделки, применению не подлежит.

Общество ПКЦ «Сибпром», подавая заявку на участие в торгах, не могло не осознавать факт отсутствия у него лицензии и, как следствие, невозможность участия в торгах с целью дальнейшего заключения договора купли-продажи.

Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Имущество нереализованное на торгах при банкротстве естественной монополии

Передача без предварительного проведения торгов не допускается.

Если решение принято, арбитражный управляющий письменно предлагает кредиторам имущество и размещает предложение на Федресурсе. Кредиторы, готовые принять «свободное» имущество, должны направить ответ в срок, обозначенный в уведомлении (но не меньше 30 рабочих дней со дня размещения предложения).

*Залоговое имущество не передается как отступное. Залоговым кредиторам не обязательно ждать завершения торгов, они могут забрать имущество уже «в процессе»: после повторного аукциона по цене на 10% ниже начальной или в ходе публичного предложения на любом этапе падения цены.

    Арбитражный управляющий описывает всю собственность должника. Это могут быть транспорт, недвижимость, ценные бумаги, дорогие мебель, техника и т.

Если в один временной промежуток поступило несколько заявок, то побеждает та цена приобретения, которая выше других.

По статистике, 90% продаваемого посредством торгов имущества не реализуется ни с первых, ни с повторных торгов и «уходит» через публичное предложение.

Судьба не проданного имущества

Судьба не проданного имущества может различаться в зависимости от того, является оно залоговым или нет.

Незалоговое* имущество банкрота, которое никто не купил по итогам проведения всех этапов торгов, может быть передано желающим кредиторам в качестве отступного, но исключительно по решению собрания/комитета кредиторов (ст. 142.1 Закона о банкротстве).

Например, в ходе рассмотрения дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия (далее МУП) городского поселения Сергиев Посад «Теплосеть», после того как конкурсный управляющий добился возврата в конкурсную массу имущественного комплекса предприятия, с помощью которого оказывались услуги по теплоснабжению1, суд первой инстанции не стал давать оценку применимым нормам к возбужденному делу, невзирая на то, что МУП фактически вновь стал монополистом. Факт невключения юридического лица в реестр субъектов естественной монополии сам по себе также не свидетельствует об отсутствии у должника статуса субъекта естественной монополии. Для определения наличия либо отсутствия у должника статуса субъекта естественной монополии суду необходимо установить, осуществляет ли должник деятельность в условиях естественной монополии на момент введения процедуры банкротства.

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом. 2. Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются: согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях; принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей; наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.
N 295 утвердило Перечни имущества, которое входит в состав единых производственно-технологических комплексов организаций, являющихся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса, используется для осуществления основной производственной деятельности организации-должника и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. В отношении иных субъектов — естественных монополий аналогичный перечень на настоящий момент не утвержден, соответственно, решение вопроса о применении в отношении того либо иного имущества правового режима, устанавливаемого в соответствии с комментируемой статьей, осуществляется по согласованию с органом государственной власти, привлеченным в дело о банкротстве в соответствии со ст. 198 Закона.

Особенностью является то, что к заявлению кредитора о признании должника-субъекта естественной монополии должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность требований кредитора, доказательства, подтверждающие признаниеэтих требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса.

Имущество банкрота, не проданное на торгах: что нужно знать кредитору

комментарий к ст. 195).5.

Банкротство субъектов естественных монополий

2 статьи. Пункт 1 статьи также устанавливает, что имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, подлежит выставлению на торги единым лотом.

Соответственно в п.

Особый правовой режим реализации имущества должника — субъекта естественной монополии, устанавливаемый в соответствии с комментируемой статьей, заключается, во-первых, в установлении специальных условий в договоре купли-продажи такого имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии; во-вторых, в обязательном выставлении такого имущества на торги единым лотом. Некоторые положения комментируемой статьи заимствованы из утратившего силу Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК, в ч. 1 ст. 20 которого было предусмотрено, что продажа имущества должника осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса и имущество выставляется на торги единым лотом.

Аукционным победителем становится последний заявитель наибольшей стоимости.

Результаты торгов фиксируются в протоколе, его подписывают и направляют победителю и управляющему (в двухдневный срок).

Сделку закрепляет договор купли-продажи между управляющим и победителем торгов. Победитель вносит средства в тридцатидневный срок после визирования договора. Деньги оказываются в конкурсной массе.

Всем, кроме победителя, возвращают задаток.

Жаловаться на нарушения при проведении торгов можно как в суд, так и в ФАС.

В порядке, установленном статьей 12 Закона о банкротстве, конкурсным управляющим было созвано повторное собрание кредиторов 20.02.2014 года для голосования по тем же вопросам повестки дня, однако оно также признано несостоявшимся ввиду отсутствия кворума для принятия решений.

Каковы условия для банкротства субъектов естественных монополий

Кроме лиц, установленных законом «О несостоятельности (банкротстве)» в судебном процессе участвует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 201 Продажа имущества должника — субъекта естественной монополии

1. Наиболее существенные условия, устанавливающие специфику банкротства субъектов естественных монополий, устанавливаются в отношении порядка продажи имущества должника, которое непосредственно используется для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, при любой процедуре банкротства (внешнем управлении, конкурсном производстве). Данные условия учитывают особенности осуществления деятельности в условиях естественной монополии и направлены на защиту интересов потребителей ее товаров (услуг), поскольку в условиях отсутствия конкуренции производство товаров (услуг), производимых должником — естественной монополией, должно быть сохранено даже при смене собственника ее имущества. При этом необходимо учитывать, что порядок реализации имущества субъекта естественной монополии, установленный в соответствии с комментируемой статьей, распространяется только на имущество, которое непосредственно используется для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 814 «О перечне видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса» Министерство промышленности и торговли РФ Приказом от 1 августа 2007 г. N 295 утвердило Перечни имущества, которое входит в состав единых производственно-технологических комплексов организаций, являющихся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса, используется для осуществления основной производственной деятельности организации-должника и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. В отношении иных субъектов — естественных монополий аналогичный перечень на настоящий момент не утвержден, соответственно, решение вопроса о применении в отношении того либо иного имущества правового режима, устанавливаемого в соответствии с комментируемой статьей, осуществляется по согласованию с органом государственной власти, привлеченным в дело о банкротстве в соответствии со ст. 198 Закона.

Читать еще:  Регпалата москва официальный сайт

2. Особый правовой режим реализации имущества должника — субъекта естественной монополии, устанавливаемый в соответствии с комментируемой статьей, заключается, во-первых, в установлении специальных условий в договоре купли-продажи такого имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии; во-вторых, в обязательном выставлении такого имущества на торги единым лотом. Некоторые положения комментируемой статьи заимствованы из утратившего силу Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК, в ч. 1 ст. 20 которого было предусмотрено, что продажа имущества должника осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса и имущество выставляется на торги единым лотом. Императивный характер комментируемой нормы, устанавливающей обязательность выставления на торги имущества должника только целиком, предполагает, что данное требование распространяется только на те случаи, когда предметом продажи является единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. Поэтому нормы, содержащиеся в комментируемой статье, могут быть признаны специальными правилами по отношению к общим положениям о продаже предприятия должника, урегулированным ст. 110 Закона.

3. Обязательные условия конкурса по продаже имущества должника — субъекта естественной монополии заключаются в установлении обязательных условий договора купли-продажи такого имущества. Фактически в п. 2 комментируемой статьи устанавливаются существенные условия договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, к которым относятся:

1) согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

2) принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

3) наличие у покупателя лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

Существо и характер обязательных условий продажи единого технологического комплекса субъекта естественной монополии в процедурах банкротства позволяют сделать вывод о том, что его продажа может осуществляться только на условиях конкурса, предполагающего выполнением покупателем определенных условий в отношении приобретаемого имущества (п. 5 ст. 110 Закона).

В целях обеспечения закрепляемых комментируемой статьей особенностей реализации имущества должника — субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, помимо договора купли-продажи имущества должника федеральный орган исполнительной власти в сфере естественных монополий заключает с покупателем дополнительное соглашение об исполнении условий конкурса. Таким образом, обеспечение соблюдения покупателем имущества обязательных требований приобретения имущества субъекта естественной монополии, установленных п. 2 комментируемой статьи, обеспечивается помимо договора купли-продажи еще и соглашением с федеральным органом исполнительной власти, функции которого на настоящий момент возложены на ФСТ России (см. комментарий к ст. 198 Закона).

4. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи установлены последствия нарушения покупателем рассмотренных выше существенных условий. Прежде всего устанавливается, что договор расторгается арбитражным судом по заявлению федерального органа исполнительной власти на основании ст. 450 ГК РФ. При этом покупателю возмещаются средства, потраченные на покупку имущества должника, а также вложенные инвестиции. Эти средства возмещаются за счет федерального бюджета, а имущество должника — субъекта естественной монополии подлежит передаче в федеральную собственность. Таким образом, инициировать применение последствий нарушения обязательных условий договора купли-продажи может только федеральный орган исполнительной власти. Несмотря на то что в Законе отсутствует прямое указание, представляется, что такая инициатива должна исходить от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ проводить государственную политику в отношении субъекта естественной монополии, которым на настоящий момент является ФСТ России. Данный вывод подтверждается еще и тем, что в соответствии с п. 2 комментируемой статьи данным органом заключается соглашение с покупателем имущества субъекта естественной монополии. Таким образом, основанием подачи заявления о расторжении договора купли-продажи имущества субъекта естественной монополии федеральным органом исполнительной власти является не столько нарушение условий договора купли-продажи, сколько нарушение обеспечивающего соблюдение его условий соглашения с федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем необходимо отметить, что правила о последствиях расторжения договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии не учитывают, что причиной расторжения договора служит нарушение покупателем его обязательных условий. Представляется, что в такой ситуации не исключена возможность применения положения, содержащегося в п. 5 ст. 453 ГК РФ, согласно которому, если основанием для расторжения договора послужило его существенное нарушение одной из сторон, другая сторона (в нашем случае — федеральный орган по регулированию естественных монополий) вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора .

Ткачев В.Н. Особенности правового регулирования несостоятельности (банкротства) естественных монополий // Законодательство и экономика. 2005. N 4.

5. Учитывая общественную и социально-экономическую значимость деятельности субъектов естественных монополий, законодатель в соответствии с п. п. 4 и 5 комментируемой статьи следующие права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при продаже имущества должника — субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии:

1) право приостанавливать реализацию имущества в ходе внешнего управления на срок до трех месяцев для выработки предложений по восстановлению платежеспособности субъекта естественной монополии;

2) право преимущественного приобретения такого имущества.

Право преимущественного приобретения имущества должника — субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, осуществляется в порядке, предусмотренном п. п. 8 и 9 ст. 195 Закона. В соответствии с указанными нормами реализация преимущественного права приобретения такого имущества заключается в том, что указанные субъекты имеют право в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов по продаже этого имущества либо заключить договор купли-продажи, предусматривающий приобретение данного предприятия по цене, определенной по результатам торгов и указанной в протоколе об итогах торгов, на условиях, установленных для проведения конкурса, либо предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе об итогах торгов. Только в том случае, если указанные субъекты в течение указанного срока не заключили договор купли-продажи либо не предоставили денежные средства, этот договор заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов.

6. Пункт 6 комментируемой статьи допускает перепрофилирование или закрытие производства, осуществляемого в условиях естественной монополии, только в порядке, установленном федеральным законом. На сегодняшний день такой закон в Российской Федерации еще не принят, однако имеются иные нормативные правовые акты, предусматривающие возможность перепрофилирования производств товаров в условиях естественной монополии. В частности, вопросы перепрофилирования производств субъектов естественных монополий предусматриваются Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» , Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», которым одобрены Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации .

Имущество нереализованное на торгах при банкротстве естественной монополии

Имущество нереализованное на торгах при банкротстве естественной монополии


Особенностью является то, что к заявлению кредитора о признании должника-субъекта естественной монополии должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность требований кредитора, доказательства, подтверждающие признаниеэтих требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса. Внимание В этих целях указанные публичные образования в течение месяца с даты подписания протокола об итогах конкурса вправе заключить договор купли-продажи единого технологического комплекса субъекта естественной монополии по цене и на условиях, предлагаемых победителю конкурса, или предоставить должнику — субъекту естественной монополии, действующему в форме государственного унитарного предприятия, денежные средства в размере, равном продажной цене имущества, определенной по результатам конкурса, для погашения требований кредиторов (см. комментарий к ст. 195).5. Инфо Статья определяет особенности продажи имущества должника — субъекта естественной монополии.

Читать еще:  Возмещение перерасхода по авансовому отчету уволенному

Статья 201. Продажа имущества должника — субъекта естественной монополии.

1. При проведении процедур банкротства в качестве обязательного условия договора купли — продажи имущества должника — субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия, указанные в пункте 2 настоящей статьи.

В случае неисполнения покупателем имущества должника, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти.

4. При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Однако конечная трактовка статуса фирмы – компетенция суда, поскольку тут встречаются исключения.

К субъектам естественных монополий относят организации, которые работают при отсутствии конкурентовВажно!

По указанной причине суду требуются доказательства работы

Продажа имущества в банкротстве

Продажа имущества осуществляется в процедурах внешнего управления и конкурсного производства. Особый режим продажи предусмотрен также и для ограниченно оборотоспособного имущества, социально значимых объектов и объектов культурного наследия. Независимо от процедуры банкротства, продажа имущества должника преимущественно регулируется ст.

До какого минимума падает цена здания на торгах при банкротстве


Владивосток Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, самый максимум — 25%, в дальнейшем либо взыскателю оставит имущество за собой, либо отдаст ее назад должнику.Цена будет на 25% ниже начальной. Единственно, что в судебном порядке могут еще серьезнее цену занизить.

путем проведения экспертизы.Статья 92. Последствия объявления торгов несостоявшимися 1.

В случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги.2. Вторичные торги объявляются и проводятся в соответствии со настоящего Федерального закона.

Рост к 2014 г. составил 13 %.

Статистика при этом не отражает сведения о введении процедуры наблюдения в отношении таких должников. Общественная и социально-экономическая значимость деятельности субъектов, необходимость бесперебойного функционирования являются причинами, по которым регулирование процедуры банкротства для них выделено в отдельный параграф девятой главы Федерального закона от 26 октября 2002 г.

№127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Во многом положения указанного параграфа заимствованы из Федерального закона

«Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»

, который действовал с 2002 по 2009 г. Особенности процедуры несостоятельности таких субъектов проявляются в (1) понятии должника в процедуре, (2) критериях для возбуждения процедуры, (3) участии органов исполнительной

Что делать если имущество должника не реализовано на торгах?

Следовательно необходимо обратиться к порядку и срокам проведения торгов.

Таким образом, привлекается большее количество потенциальных покупателей, а следовательно косвенно увеличивается активность будущей борьбы на мероприятии и вероятность более выгодной продажи возрастает.Примечательно, что далеко не каждая организация может заниматься реализацией имущества должника. Современное законодательство устанавливает некоторые критерии, которыми должна обладать фирма-организатор торгов:наличие положительного опыта в данной деятельности;хорошая репутация;возможность

В случае неисполнения покупателем имущества должника, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти. При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций.

При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

Продажа имущества в банкротстве

Автор: Бацылева Инна — Руководитель департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров КСК групп.

Продажа имущества в процедурах банкротства является одним из важнейших мероприятий. Именно в результате продажи имущества происходит конвертация активов должника в денежные средства, что в последующем способствует достижению основной цели банкротства – соразмерному удовлетворению требований кредиторов. Продажа имущества в банкротстве – процесс довольно трудоемкий и ресурсоемкий, а нормы, регулирующие проведение данного мероприятия порой приходится искать в различных источниках. В данной статье систематизированы правила и порядок продажи имущества в банкротстве со ссылками на соответствующие нормы права.

Порядок формирования конкурсной массы

Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Так гласит п. 1 ст. 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве, Закон). Вместе с тем законодатель устанавливает правило о том, что определенное имущество не подлежит включению в состав конкурсной массы. В соответствии с п. 2 ст. 131, ст. 132 Закона о банкротстве из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также социально значимые объекты.

Имущество, составляющее конкурсную массу, подлежит продаже в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Продажа имущества осуществляется в процедурах внешнего управления и конкурсного производства. Особый режим продажи предусмотрен также и для ограниченно оборотоспособного имущества, социально значимых объектов и объектов культурного наследия.

Независимо от процедуры банкротства, продажа имущества должника преимущественно регулируется ст. 110 Закона о банкротстве. В конкурсном производстве помимо этой нормы применяется еще и ст. 139 Закона. По общему правилу, все имущество должника, составляющее конкурсную массу, подлежит продаже путем проведения торгов в электронной форме. Исключение составляет лишь имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей (п. 5 ст. 139 Закона о банкротстве). Такое имущество подлежит продаже в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов (например, путем заключения прямого договора купли-продажи).

Виды и формы торгов

Продажа имущества должника может осуществляться в форме аукциона и в форме конкурса. Конкурс подразумевает под собой торги, где покупатель должен не только предложить подходящую цену за имущество, но и взять на себя обязательство соблюдать определенные условия в отношении данного имущества (например, обеспечить определенные условия пользования, содержания и т. д.). Продаже посредством конкурса подлежат следующие категории имущества:

  1. Социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ[1];
  2. Имущество градообразующей организации (при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта)[2];
  3. Имущество организаций, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ[3].
  4. Имущество стратегических предприятий[4];
  5. Имущество субъектов естественных монополий[5];
  6. Акции ОАО либо доля в ООО, которые составляют более 50 процентов уставного капитала, указанных обществ, если в отношении такого имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия[6];
  7. Государственное или муниципальное имущество[7].

Продажа имущества в банкротстве проводится посредством проведения открытых торгов за исключением ограниченно оборотоспособного имущества, продажа которого осуществляется путем проведения закрытых торгов. В закрытых торгах могут принимать участие только те лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу (абз. 2 п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве).

Таким образом, законодателем были предусмотрены особые режимы продажи отдельных категорий имущества. Все остальные виды и категории имущества подлежат продаже на открытых торгах в форме аукциона. При участии в аукционе, в отличие от конкурса, покупателю нужно лишь предложить подходящую цену без необходимости соблюдения дополнительных условий. Суть, как аукциона, так и конкурса заключается в предложении участником наиболее высокой цены. Победителем аукциона становиться участник, предложивший наиболее высокую цену за имущество, а победителем конкурса – участник, предложивший наиболее высокую цену и гарантирующий обеспечение определенных условий в отношении имущества.

Читать еще:  Сколько стоит в санкт петербурге продлить миграционную карту

Кроме того, при проведении торгов может использоваться закрытая или открытая форма представления предложений о цене имущества. При применении закрытой формы предложения о цене представляются одновременно с заявкой на участие в торгах и не подлежат разглашению до начала проведения торгов, а в случае с открытой формой – предложения о цене заявляются участниками открыто в ходе проведения торгов (п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве).

Порядок определения цены

По общему правилу, имущество в банкротстве не подлежит обязательной оценке, за исключением имущества, находящегося в залоге. Обязательным мероприятием в отношении конкурсной массы является проведение ее инвентаризации арбитражным управляющим. Результаты такой инвентаризации подлежат размещению в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ). Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, при условии, что размер его требования превышает два процента общей суммы требований, вправе потребовать проведения оценки в отношении всего имущества либо части имущества (п. 5.1 ст. 110 Закона о банкротстве). В течение двух месяцев с даты поступления такого требования арбитражный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества. В случае отсутствия у должника денежных средств на проведение оценки, финансирование такой оценки осуществляет конкурсный кредитор или уполномоченный орган, заявивший требование, с последующей компенсацией таких расходов после продажи имущества. Отчет об оценке имущества должника также подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ. Повторная оценка того же имущества может быть проведена только за счет собственных средств конкурсного кредитора или уполномоченного органа без последующей компенсации.

Начальная цена продажи имущества в банкротстве определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов. При этом учитывается рыночная цена такого имущества в соответствии с отчетом оценщика, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Начальная цена продажи отражается арбитражным управляющим в предложении о порядке продажи имущества, которое представляется на утверждение собрания кредиторов или комитета кредиторов. Помимо начальной цены продажи в таком предложении должны содержаться сведения об имуществе, его составе, характеристиках, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс) и т. д. (п. 7.1 ст. 110 Закона о банкротстве). Разногласия между арбитражным управляющим и кредиторами о порядке продажи имущества разрешаются в судебном порядке.

Отдельное внимание стоит уделить продаже имущества, находящегося в залоге, которое в процедуре банкротства подлежит обязательной оценке. Начальная цена, а также порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога определяются исключительно конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества. Кроме того, такие сведения подлежат размещению в ЕФРСБ. Разногласия между залоговым кредитором и арбитражным управляющим также разрешаются в судебном порядке. Расходы на обеспечение сохранности предмета залога и реализацию его на торгах покрываются за счет средств, поступивших от реализации предмета залога (ст. 138 Закона о банкротстве).

Проведение торгов

Как правило, организатором торгов выступает арбитражный управляющий, однако, он вправе привлечь для этих целей специализированную организацию. Организатор торгов отвечает за выполнение таких задач, как публикация необходимых сведений о торгах, принятие заявок на участие в торгах, заключение договоров задатка и купли-продажи, определение участников и победителей торгов и т. д. Обязательными условиями участия в торгах являются внесение задатка (не более 20 % от начальной цены продажи) и предоставление организатору торгов необходимых документов, подтверждающих статус участника торгов.

Первый этап торгов проводится путем повышения начальной цены на «шаг аукциона», который устанавливается организатором торгов в размере от 5 до 10 % от начальной цены. Повышение цены производится за счет заявок участников торгов. Участник, предложивший наиболее высокую цену, признается победителем торгов. Организатор торгов подписывает с победителем договор купли-продажи и возвращает суммы задатков прочим участникам торгов. В случае отказа или уклонения победителя торгов от заключения договора купли-продажи, организатор торгов вправе предложить заключить договор купли-продажи участнику торгов, предложившему наиболее высокую цену за имущество после победителя торгов (п. 16 ст. 110 Закона о банкротстве). В случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися (п. 17 ст. 110 Закона о банкротстве).

В случае признания первых торгов несостоявшимися по тем или иным причинам, организатор торгов принимает решение о проведении повторных торгов. Повторные торги проводятся аналогичным образом, что и первые с той лишь разницей, что начальная цена продажи имущества на повторных торгах меньше на 10 % (п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве).

Если первые и повторные торги не состоялись, имущество подлежит продаже посредством публичного предложения. Порядок продажи имущества посредством публичного предложения изложен в ст. 139 Закона о банкротстве. Публичное предложение содержит предложение продавца неограниченному кругу лиц заключить договор купли-продажи с любым лицом, кто примет данное предложение. Кроме того, торги посредством публичного предложения подразумевают последовательное снижение цены по истечении определенного срока. Таких этапов снижения цены может быть несколько, при этом начальная цена берется равной начальной цене продажи на повторных торгах. Рассмотрим на примере:

Начальная цена продажи 300 000 рублей.

1 этап (снижение цены на 10 % от начальной): 270 000 рублей.

2 этап (снижение цены на 30 % от начальной): 210 000 рублей.

3 этап (снижение цены на 50 % от начальной): 150 000 рублей.

4 этап (снижение цены на 70 % от начальной): 90 000 рублей.

5 этап (снижение цены на 90 % от начальной): 30 000 рублей.

Цена на 5 этапе называется ценой отсечения, то есть ниже данной цены, согласно условиям конкретного публичного предложения, имущество продано быть не может. До 22 июня 2015 г. победителем торгов посредством публичного предложения признавался участник, первым подавшим заявку на приобретение имущества на конкретном интервале.

Однако с 22 июня 2015 г. данная процедура была несколько усложнена. Победителем торгов посредством публичного предложения теперь признается участник, предложивший наиболее высокую цену (не ниже, установленной для конкретного интервала). Если же несколько участников предложили одну и ту же цену для конкретного интервала, то победителем признается участник, заявка которого была подана ранее. Таким образом, законодателем были введены элементы аукциона для каждого интервала снижения цены публичного предложения. Обратимся к нашему примеру:

3 этап (снижение цены на 50 % от начальной): 150 000 рублей.

Заявки участников торгов:

Участник 1 – 150 000 рублей (заявка подана в 13:42)

Участник 2 – 155 000 рублей (заявка подана в 14:02)

Участник 3 – 160 000 рублей (заявка подана в 14:15)

Участник 4 – 160 000 рублей (заявка подана в 14:16)

Победителем в данном случае будет считаться Участник 3, как раньше всех предложивший наиболее высокую цену для данного этапа.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что продажа имущества – ключевой момент любой процедуры банкротства, а также широкое поле для злоупотреблений. Во избежание нарушений, лицам, имеющим право на определение кандидатуры арбитражного управляющего, следует отнестись к выбору его кандидатуры со всей тщательностью. Именно ответственный и грамотный арбитражный управляющий сможет обеспечить наибольшую экономическую выгоду от продажи имущества в банкротстве как самостоятельно, так и делегировав свои полномочия другим специалистам.

[1] П. 4 ст. 132 Закона о банкротстве.

[2] Ст. 175 Закона о банкротстве.

[3] П. 7 ст. 195 Закона о банкротстве.

[4] П. 9 ст. 195 Закона о банкротстве.

[5] П. 2 ст. 201 Закона о банкротстве.

[6] П. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

[7] П. 2 ст. 20 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector